воскресенье, 29 июля 2012 г.

Бруно Маттеи. Человек, бравший лучшее у лучших, но снимавший всё иначе

Во второй половине 20 столетия, когда итальянское эксплуатационное кино появилось словно ниоткуда на рубеже 50-х и 60-х, и ушло будто в никуда в начале 90-х, среди коллег по цеху и единомышленников можно было выделить немало режиссеров. Можно выделить Марио Бава за отличные идеи и неповторимый визуальный ряд с игрой красок, нагнетающих обстановку до предела. Можно отметить Дарио Ардженто, крестного отца джалло и создателя около десятка культовых итальянских хорроров. Были и Фульчи, и Ленци, а еще раньше - был Риккардо Фреда. Они все были талантливыми в своей области, это неоспоримый факт. Но был и еще один человек, который тоже был не обделен талантом. Талант этот, безо всякой тени иронии, был огранен своеобразными красками и рельефами. Он был сценаристом, статистом, режиссером, монтажером, а кое-где - и оператором... Его любили и продолжают любить миллионы, но над ним потешаются миллиарды. Некоторые его фильмы ценятся и пересматриваются многими, но большинство его работ - несправедливо забыто тем же большинством. А звали этого человека простым итальянским именем Бруно, Бруно Маттеи.

Родившись в 1931 году, он практически всю сознательную жизнь провел если не рядом, то где-то недалеко от кино (в самом широком смысле этого слова). Он никогда не учился быть режиссером или сценаристом (как, кстати, и большинство ему подобных, что начали творить историю итальянского хоррора и экспло в 60-е), но он всегда любил кино. В 60-е он был подмастерьем на маленьких Римских студиях, таскал бобины с пленкой, смотрел, слушал, учился, чему мог. Потом начинал монтажером, подрабатывая параллельно на автозаправках и на стройке маляром. Его путь в простое кино был крайне сложным. И тем не менее, он его преодолел.

В 1970 году Бруно снял самый первый (и, как уверяют многие критики, - самый лучший) свой фильм: "Армида". На рубеже 60-х и 70-х Италия переживала непростые времена, и в кинематографе это отображалось очень четко и открыто (отсюда начались гонения некоторых итальянских режиссеров властями) - коррупция, продажные чиновники, беспредел в верхах, социальная составляющая в картинах затрагивала средние, рабочие ячейки тогдашнего общества, полностью становясь на их сторону, принимая позу "левых". В первом фильме Маттеи всё это тоже нашло свое отражение на фоне любовной интриги и темы беженцев. Бруно признавался, что не очень любил быть дирижёром киноаркестра, намекая на то, что кресло режиссера ему не так удобно, как предыдущая работа. И после 1970 года начался режиссерский простой длинною в 6 лет, пока не пришел 1975 год и Дон Эдмондс не снял первый из двух фильмов о кровожадной фрау Ильзе - "Ильза, волчица из СС". Именно тут и расположилась отправная точка режиссерского творчества Бруно Маттеи...




Nazisploitation - течение эксплуатационного кино, что появилось ещё в 60-е, но которое получило своё название и признание именно в 1975 году. После выхода первой "Ильзы" подобное кино начало эксплуатироваться в течение 2-3 лет, особенно в Италии. Но это тема для отдельной будущей заметки, а пока - в 1977 году старина Бруно выпустил сразу 2 ленты nazisploitation: сначала на свет появился "Частные угодья СС", чуть позже - "Женский лагерь 119". Если оставить за скобками общую тематику, то фильмы заметно отличаются друг от друга, что уже плюс, несмотря на дешевую подачу материала, что преследовало творчество режиссера всегда.
Я намеренно хронологически пропускаю некоторые другие режиссерские работы Маттеи, такие как "Мой любимый кузен" или "Чиччолина, любовь моя", которые не оказали влияния на творчество Бруно. Но именно отсюда началась слава Маттеи - халтурщика (где-то в хорошем смысле этого слова, а где-то - в плохом), что собирает чужие идеи с популярных фильмов, и переиначивает всё на свой манер.

Дальше начались 80-е и на экраны из под пера (точнее, из-под объектива) Маттеи вышли сначала "Ад живых мертвецов", а годом позже - "Другой ад". Первый многими рассматривается как самая знаковая работа режиссера. Это сборная солянка из "Рассвета мертвецов" Джорджа Ромеро, "Ада каннибалов" Руджеро Деодато и "Зомби" Лючио Фульчи, а также из хроники японской документальной ленте о дикой природе! Именно так. Здесь есть и другой плагиат - почти один в один пересняты не только сцены "Рассвета мертвецов" (как, например, сцена захвата террористами отеля), но и вся музыка группы "Гоблин" из Ромеровского фильма безо всяких копирайтов (так говорят) перекочевала сюда. Что ж, картину "Ад живых мертвецов" ругают гораздо больше, нежели хвалят. На мой же взгляд, это прекрасный фильм, если воспринимать его как одно целое, оставив вне рамок данной оценки всё вышесказанное, и мыслить в рамках конкретного времени - рубежа 70-х и 80-х.
Что касается фильма "Другой ад" - тут тоже есть заимствования. Но в целом нужно заметить, что это один из лучших представителей итальянского nunsploitation своего времени.

Чем был еще славен Бруно Маттеи, так это тем, что успел снять практически всё, чем было славно многогранное эксплуатационное кино из Италии тех лет. Вот и течение W.I.P. (women-in-prison) он не обошел стороной, завербовав любимицу своего друга Джо Д'Амато по имени Лаура Гемсер (Черная Эмануэль) и соорудив с ней две подряд ленты о жестоких буднях юных преступниц в тюрьме: "Черная Эмануэль за решеткой" и "Насилие в тюрьме для женщин". Фильмы очень похожи и сняты практически в одних локациях и с одним и тем же (практически) актерским составом. И здесь было позаимствовано немало приемов из подобных картин, что выходили ранее. Хотя, этот тезис можно и нужно применять практически ко всем W.I.P.-лентам.

Дальше - больше. Вышла проходная картина "7 великолепных гладиаторов", а потом был фильм "Крысы - ночь ужаса". Эта работа - реверанс моде на пост-апокалиптические фильмы, который взял свое начало после популяризации "Безумного Макса". Эта лента, пожалуй, является самой самостоятельной из самых известных работ режиссера. А концовка фильма сделана просто потрясающе. Она не может не шокировать зрителя, даже если сам фильм показался ему скучноватым.
Потом Бруно начал снимать боевики про Вьетнам и не только. Снова - дань моде и веяниям с запада. Вышли "Атака коммандос", "Двойная мишень", "Полицейская игра". Между делом Маттеи не забыл и о вестернах. Речь идет о картинах "Белый апач" и "Скальпы". А в 1988 году режиссер разругался с маэстро Фульчи, ибо, по словам последнего, испортил фильм, который начал снимать Лючио (далее шли какие-то разборки с продюсерами, в результате которых на место Фульчи взяли Маттеи). Фильм "Зомби 3" получился проходным, но и здесь четко видно пристрастие Бруно к тихому тасканию чужого материала. Чего только стоит сцена с ядовитым дымом, что ложится на могилы прямо из заводских труб (как это было в культовой американской картине "Возвращение живых мертвецов). А дальше...

...дальше на горизонте замаячили 90-е, в которых случился закат итальянского эксплуатационного кино. Бруно Маттеи можно не любить, можно называть трэшоделом и халтурщиком, клептоманом идей и халявщиком... но не уважать его невозможно. Ведь он до самой смерти (до 2007 года) остался верен своим традициям и идеям, поднимая с колен итальянский хоррор и экспло в меру своих сил и возможностей. В последние 17 лет своей жизни он выпустил немало эротических триллеров и простой эротики, о которой говорить не будем. Лучше отметить 3 очень даже смелых и необычных джалло (до 90-х Бруно его не снимал): "Глаза без лица", "Телефонные убийства" и "Законное возмездие" (смесь еврокрайма и джалло в последнем случае); лучше отметить неплохие рип-оффы в лице "Военного робота" (смесь "Хищника" и "Робокопа") "Жестоких челюстей" (Челюсти Спилберга) и "Терминатора 2" (смесь "Терминатора" и "Чужого"); лучше отметить возвращение к истокам итальянского экспло, сделанные уже в середине нулевых 21 столетия - "Мир каннибалов", "Земля каннибалов", "Запретное видео", "Женщины в адской тюрьме" и два последних фильма - "Остров живых мертвецов" и его сиквел "Зомби: начало".

Бруно Маттеи умер в возрасте 75 лет, оставив после себя 52 фильма. Он не был талантливым режиссером, но его картины были узнаваемы и самобытны. И, кстати, далеко не всегда - в плохом смысле этого слова. Нельзя в конце заметки не упомянуть и о верном помощнике и единомышленнике Бруно, Клаудио Фрагассо. Он жив и бодр по сей день, снимая криминальное (в большинстве своем) кино. Они здорово дополняли друг друга и работали над большинством фильмов вместе.

P.S. - в конце стоит отметить, что, как и многие его коллеги по цеху, Бруно Маттеи часто использовал псевдонимы. У него их было не один и не два, но самым известным стал Винсент Дон (Vincent Dawn). И здесь Бруно отдает реверанс. Он не раз говорил, что просто в восторге от работы Ромеро 1978 года :)

СКАЧАТЬ ФИЛЬМЫ БРУНО МАТТЕИ С РУТРЕКЕРА:

Комментариев нет:

Отправить комментарий